Инструктивно-методическое письмо
«Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»
Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.
В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).
1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.
Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).
Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.
Руководитель ВПВ имеет право:
проводить учебные занятия по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);
проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.), а также факультативные занятия «Основы радиационной безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;
осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).
Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка (Основы безопасности жизнедеятельности) / Учебные программы факультативных занятий.
В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;
Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;
Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);
Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);
Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);
инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);
иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.
Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.
Критерии и показатели оценки работы руководителей ВПВ представлены в приложении 1.
2. Планирование работы руководителя ВПВ.
Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.
Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).
К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.
Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:
1. Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год
2. Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.
3. Планирование деятельности на учебный год.
Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.
При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:
мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;
взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;
взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).
Алгоритм разработки плана работы руководителя ВПВ представлен в приложении 2.
Обращаем внимание, что при планировании работы руководителя ВПВ следует учитывать цикличность значительной части проводимых мероприятий. Циклограмма деятельности руководителя ВПВ представлена в приложении 3.
3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.
При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:
массовые: участие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;
групповые: дискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии, проекты и др.;
индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.
В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведения, например, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.
Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).
Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.
С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования (приложение 4).
Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:
максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);
пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;
развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;
взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;
качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).
4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.
При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:
классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;
педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;
библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;
педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;
руководителем музея, руководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;
учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;
законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;
представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:
- обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
- организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;
- организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.
При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:
информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);
интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;
вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;
рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;
музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;
военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;
библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;
видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;
художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;
сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.
Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).
На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.
Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).
Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).
Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.
Приложение 1.
Критерии и показатели
оценки работы руководителей
по военно-патриотическому воспитанию
Критерии
|
Показатели
|
1. Организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности (акции, месячники, декады, митинги, выставки, экспедиции, конференции, уроки мужества, спартакиады, военно-патриотические игры и др.)
|
1. Количество проведенных воспитательных мероприятий военно-патриотической направленности:
|
1.1. из них во взаимодействии с:
|
1.1.1. педагогом-организатором
|
1.1.2. педагогом социальным
|
1.1.3. классными руководителями
|
1.1.4. учителями физической культуры
|
1.1.5. учителями истории
|
1.1.6. руководителем музея
|
1.1.7. педагогом-психологом
|
1.1.8. воинскими частями
|
1.1.9. представителями военного комиссариата
|
1.1.10. детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»)
|
1.1.11. ДОСААФ
|
1.1.12. ветеранскими объединениями
|
2. Количество экскурсий военно-патриотической направленности
|
3. Количество мероприятий, проведенных в шестой школьный день
|
4. Количество призовых мест, занятых учащимися в мероприятиях военно-патриотической направленности, из них в:
|
4.1. региональных мероприятиях
|
4.2. республиканских мероприятиях
|
5. Представительство различных категорий несовершеннолетних, участвующих в мероприятиях военно-патриотической направленности, в т.ч. детей-сирот, детей-инвалидов, несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета (% от общего количества представителей категорий в учреждении образования).
|
6. Уровень удовлетворенности обучающихся проводимой в учреждении образования работой по военно-патриотическому воспитанию (по результатам анкетирования).
|
2. Организация постоянных форм военно-патриотического воспитания
|
1. Наличие классов военно-патриотического профиля (да /нет).
2. Количество учащихся, обучающихся в классах военно-патриотического профиля (от общего количества учащихся)
|
3. Реализация учебных программ факультативных занятий военно-патриотической направленности (да /нет)
4. Процент (%) вовлеченности учащихся в освоение содержания факультативных занятий военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества» и др.) (от общего количества учащихся)
|
5. Наличие клубов (центров, объединений) военно-патриотической направленности (да /нет)
6. Процент (%) вовлеченности учащихся в объединения военно-патриотической направленности (клубы, центры, объединения по интересам) (от общего количества учащихся)
|
3. Сформированность гражданско-патриотической культуры учащихся
|
1. Осведомленность учащихся в вопросах прав, обязанностей гражданина Республики Беларусь; культуры, истории страны и др. (по результатам анкетирования)
|
2. Сформированность у учащихся гражданского самосознания (по результатам анкетирования):
наличие представлений о том, что значит быть гражданином и патриотом страны, ощущение себя гражданином и патриотом страны;
осознание ответственности за будущее страны;
сформированность чувства преданности Родине, гордости за свою страну и народ;
осознание своих обязанностей по защите Отечества как в военное, так и в мирное время, готовность к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь;
признание ценности и значимости культурно-исторических достижений белорусского народа
|
3. Социально-политическая активность учащихся: количество учащихся, принимающих участие в работе органов ученического самоуправления, БРСМ и других молодежных объединениях
|
4. Проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в учреждениях образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности
|
1. Количество мероприятий, проведенных во взаимодействии с учреждениями образования, ведущими обучение по военным специальностям (посещение, встречи с представителями), из них:
|
1.1. УО «Военная академия Республики Беларусь»
|
1.2. ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
|
1.3. ГУО «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациями Республики Беларусь»
|
1.4. УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
|
1.5. Кадетское училище
|
1.6. Иные учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности
|
2. Количество выпускников, поступивших в учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности (динамика за несколько лет)
|
5. Повышение профессиональной компетентности руководителя по военно-патриотическому воспитанию
|
1. Повышение квалификации в АПО, ИРО и других учреждениях дополнительного образования взрослых в установленный срок (да /нет)
|
2. Участие в конференциях, семинарах /из них выступлений (количество)
|
3. Участие в работе методических объединений/из них выступлений, проведенных мастер-классов (количество)
|
6. Осуществление обязательной подготовки граждан к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр)
|
1. Приписка обучающихся к призывным участкам, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности:
|
1.1. оформление личных дел допризывников (да /нет)
|
1.2. сопровождение прохождения медицинской комиссии допризывниками (да /нет)
|
1.3. проведение индивидуальных бесед с допризывниками и их законными представителями (количество)
|
1.4. выступление на общешкольных/классных родительских собраниях (количество)
|
2. Количество организованных учебно-полевых сборов, военно-патриотических, оборонно-спортивных лагерей, в том числе на базе воинских частей
|
7. Обеспечение требований и норм безопасности при организации образовательного процесса
|
1. Количество проведенных учебно-тренировочных эвакуационных мероприятий
|
2. Количество случаев детского травматизма при организации образовательного процесса
|
3. Количество выявленных случаев деструктивного информационного воздействия на участников образовательного процесса
|
4. Количество замечаний органов государственного надзора, управления образованием по вопросам соблюдения противопожарного режима в учреждении образования
|
5. Участие в заседании советов учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (количество)
|
6. Проведение индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания (количество проведенных мероприятий)
|
7. Участие в проведении профилактических рейдов (в том числе по выявлению фактов курения на территории учреждения образования) (количество)
|
8. Взаимодействие с законными представителями обучающихся по вопросам обеспечения безопасности и порядка (индивидуальное, групповое и массовое) (количество)
|
8. Организация работы по основам безопасности жизнедеятельности
|
1. Результативность участия учащихся в мероприятиях (конкурсы, соревнования) по основам безопасности жизнедеятельности (количество участий, % призовых мест)
|
2. Проведение руководителями по военно-патриотическому воспитанию факультативных занятий, объединений по интересам по основам безопасности жизнедеятельности (да /нет)
|
3. Вовлеченность учащихся в мероприятия республиканского, регионального уровней, направленных на формирование культуры безопасного поведения (посещение Центра безопасности МЧС, ГАИ, музеев, участие в конкурсах и т.д.) (% от общего количества учащихся учреждения образования)
|
4. Наличие в учреждении образования функционирующего Центра безопасности (ресурсного центра, кабинета, лаборатории и т.п.) (да /нет)
|
9. Функционирование информационного пространства военно-патриотического воспитания
|
1. Наличие информационного пространства военно-патриотического воспитания в УОСО (да /нет):
|
1.1. стенды
|
1.2. радиостудии/телестудии
|
1.3. вкладка (раздел, баннер) на сайте учреждения образования
|
1.4. страница в социальных сетях/блог
|
1.5. освещение работы по военно-патриотическому воспитанию в периодических изданиях (количество публикаций)
|
1.6. иные виды
|
2. Периодичность актуализации информации
|
2.1. не реже 1 раза в неделю
|
2.2. не реже 2 раз в месяц
|
2.3. не реже 1 раза в месяц
|
2.4. иная периодичность
|
Приложение 2.
АЛГОРИТМ
составления плана работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования на учебный год (раздела плана воспитательной работы учреждения образования)
1. Общие положения
План работы руководителя ВПВ в УОСО на учебный год (далее – план) является разделом плана воспитательной работы учреждения образования.
В плане формулируются цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год, определяются направления, методы, формы работы, сроки выполнения, указываются лица, ответственные за выполнение предусмотренных планом мероприятий.
В плане должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: цели, задач, направлений работы, планируемых мероприятий.
Разработку плана осуществляет руководитель ВПВ во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, педагогом социальным, педагогом-психологом и др.), руководителем музея учреждения образования и др.
План должен включать следующие структурные разделы:
- краткий аналитический отчет о деятельности по военно-патриотическому воспитанию учащихся за предыдущий учебный год;
- цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год;
- планирование деятельности на учебный год.
План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.
2. Подготовка плана
1 этап. анализ деятельности по военно-патриотическому воспитанию учащихся в УОСО за предыдущий учебный год.
Анализ деятельности по военно-патриотическому воспитанию осуществляется с учетом критериев и показателей, приведенных в приложении 1.
В ходе анализа работы за предыдущие годы необходимо выявлять динамику, устанавливать причинно-следственные связи.
Результаты анализа оформляются в виде краткого аналитического отчета (первый структурный раздел плана).
Примеры формулировок аналитического отчета руководителя ВПВ
1. Военно-патриотическое воспитание учащихся является составной частью образовательного процесса УОСО. Деятельность по военно-патриотическому воспитанию осуществлялась по трем основным направлениям: военно-идеологическое, военно-историческое и военно-спортивное. Все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме.
В случае невыполнения отдельных мероприятий указываются причины невыполнения и формулируются задачи, реализация которых будет способствовать осуществлению планов в будущем.
2. Помимо запланированных мероприятий, в прошедшем учебном году проведены следующие мероприятия: перечисляются внеплановые мероприятия, и их результаты.
3. Поставленные задачи по военно-патриотическому воспитанию выполнены, работу в данной области считаем удовлетворительной.
4. С учетом результатов работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся в ___________ учебном году в _________ учебном году необходимо:
Формулируются меры:
по улучшению деятельности УОСО по конкретным направлениям военно-патриотического воспитания;
по устранению выявленных проблем в организации деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию;
по совершенствованию ресурсной базы УОСО, необходимой для организации военно-патриотического воспитания.
2 этап. определение целей и задач военно-патриотического воспитания учащихся на учебный год (второй структурный раздел плана).
Целью военно-патриотического воспитания учащихся является формирование у них патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по ее защите, развитие необходимых для этого способностей.
Справочно. Патриотическое сознание отражает соответствующее мировоззрение человека и включает в свою структуру такие свойства личности, как знания, убеждения, ценности, оценочные эталоны, личностные принципы и нормы, отношения и др.
К структурным компонентам патриотического сознания, существенно детерминирующим социальное поведение человека, относят:
1) знание истории Отечества, национальной культуры, современных достижений своей страны;
2) отношение к обществу, истории государства, культурным традициям и обычаям своего народа, основанное на интериоризации личностью патриотических ценностей (Родина, Отечество, гражданин, долг, честь, мужество, героизм и др.);
3) представления о защитнике Отечества, человеке-патриоте, готовом к самопожертвованию во имя Родины.
Задачи военно-патриотического воспитания учащихся определяются с учетом результатов работы УОСО в предыдущем учебном году.
Примерный перечень задач военно-патриотического воспитания учащихся, которые необходимо отражать в плане с учетом специфики УОСО:
развитие у учащихся чувства гордости за историческое прошлое своего Отечества;
воспитание почтительного отношения к Государственному гербу, Государственному флагу и Государственному гимну Республики Беларусь;
воспитание уважения к истории и национальной культуре;
формирование ценностей: общечеловеческих (здоровье, семья, благополучие, счастливая жизнь и др.), национальных (язык, культура, традиции и обычаи нации, малая родина, толерантность, коллективизм и др.), направленных на сплочение белорусов (стабильность, безопасность, мирное небо, социальная обеспеченность, равенство, справедливость и др.), военно-патриотических (Родина, Отечество, общество, гражданин, долг, честь, мужество, героизм и др.);
воспитание ответственности перед своим Отечеством, чувства долга перед страной; привитие исторической ответственности за происходящее в обществе;
моделирование в сознании учащихся военно-патриотических идеалов, образа человека-патриота (на примере граждан страны, совершивших героические поступки);
формирование готовности защищать интересы белорусского общества и государства, сражаться за Родину, свободу и независимость страны;
формирование морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества (самообладание, целеустремленность, волевой самоконтроль, стрессоустойчивость, ориентированность на выполнение социальных требований и др.);
овладение физическими умениями и навыками, необходимыми для защиты Отечества.
3 этап. планирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию учащихся на учебный год (третий структурный раздел плана).
На данном этапе определяются направления работы по военно-патриотическому воспитанию, мероприятия, сроки их проведения и ответственных за их реализацию.
При составлении плана работы необходимо учитывать:
требования национальных стратегий, концепций, государственных программ по военно-патриотическому воспитанию;
требования нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность УОСО и организацию образовательного процесса;
методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь;
требования локальных правовых документов УОСО;
предложения структурных подразделений УОСО по содержанию плана.
Мероприятия плана разрабатываются с учетом результатов диагностики удовлетворенности деятельностью учреждения образования, образовательных и иных запросов учащихся и их законных представителей, результатов изучения и обобщения педагогического опыта, деятельности социально-педагогической и психологической службы и др.
В плане работы должны быть отражены:
мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;
взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;
взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»);
взаимодействие с ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами и др.
В план могут быть включены мероприятия, обусловленные спецификой работы конкретного учреждения образования (например, реализация проектов, финансируемых из дополнительных источников, а также программ, проектов, выделенных в учреждении образования в отдельные направления деятельности и реализуемых на долгосрочной основе и др.).
План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждении общего среднего образования на учебный год может быть представлен в форме таблицы:
№ п/п
|
Наименование мероприятий
|
Категория
учащихся
|
Сроки
реализации
|
Ответственные исполнители
|
1
|
Военно-идеологическое направление
|
1.1
|
Мероприятие
|
|
|
|
…
|
Мероприятие
|
|
|
|
2
|
Военно-историческое направление
|
2.1
|
Мероприятие
|
|
|
|
…
|
Мероприятие
|
|
|
|
3
|
Военно-спортивное направление
|
3.1
|
Мероприятие
|
|
|
|
…
|
Мероприятие
|
|
|
|
4.
|
Обеспечение соблюдения требований и норм безопасности при организации образовательного процесса
|
4.1.
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
5.
|
Профилактическая работа с учащимися
|
5.1.
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
6.
|
Профориентационная работа с учащимися
|
6.1.
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
7.
|
Иные направления работы
|
7.1.
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
Организацию деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно осуществлять по следующим основным направлениям: военно-идеологическое, военно-историческое, военно-спортивное.
Военно-идеологическое направление включает формирование высших ценностей, идеалов и ориентиров (идеи, во имя которой проявляется готовность к служению Отечеству, высоконравственных норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма), способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.
Военно-историческое направление предполагает формирование и развитие исторической памяти, исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве посредством изучения истории Отечества, места и роли Беларуси в мировом историческом процессе, значения военных сил в развитии и укреплении общества, его защите от внешних врагов; понимания героического прошлого предыдущих поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Военно-спортивное направление включает развитие морально-психологических качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, формирование стремления служить Отечеству и готовности к защите Родины.
В рамках реализации военно-идеологического направления военно-патриотического воспитания могут проводиться следующие мероприятия:
для учащихся I ступени общего среднего образования:
конкурс знатоков «Родной свой край люби и знай»;
встречи с военнослужащими, очевидцами военных событий, ликвидаторами аварий и др.;
проекты «Дети войны» («Имя на обелиске», «Мы память бережно храним» и др.);
просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
внеклассные мероприятия «Дети – жертвы геноцида в годы Великой Отечественной войны», «Одна у человека мать, одна Родина»;
литературный калейдоскоп «Беларусь – мая Радзіма»;
конкурс рисунков «Моя страна» («Горжусь Беларусью!» и др.);
драматизация литературных произведений и др.;
презентация «Мой край»;
конкурс чтецов произведений о Родине и др.;
для учащихся II и III ступеней общего среднего образования:
информационные часы, диалоговые площадки, посвященные Дню памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля, Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля, Дню Конституции – 15 марта, Дню чернобыльской трагедии – 26 апреля, Дню Победы – 9 мая, Дню Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая, Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа – 22 июня, Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики) – 3 июля, Дню народного единства – 17 сентября, Дню Октябрьской революции – 7 ноября и др.;
разработка «Кодекса чести патриота» («Клятвы Отечеству», «10 правил гражданина и патриота» и др.);
просмотр и обсуждение фильмов и передач патриотической направленности;
проекты «У войны не женское лицо», «Дорогами памяти»; «История военной песни», «Роль плаката в годы Великой Отечественной войны», «Созидаем будущее, помним о прошлом», «Годы, опаленные войной», «Фронтовые треугольники», «Мама. Ребенок. Война», «Великий подвиг моего народа», «Я говорю с тобой из Ленинграда», «Я – из сожженной деревни», «Проектирую будущее» и др.;
патриотический квест «Служу Родине»;
дискуссия «Что значит быть патриотом сегодня?»;
торжественные заседания коллектива учащихся УОСО, пионерской дружины, совета первичной организации ОО «БРСМ», посвященные государственным праздникам, праздничным дням и памятным датам;
тренинги (сплочение коллектива; принятие ответственных самостоятельных решений в стрессовых ситуациях; выявление/формирование ценностных установок личности; регулирование коммуникативно-поведенческих отношений; морально-волевая подготовка и др.);
решение ситуационных задач «Принять решение!» («Школа выживания»), «Приказано выжить! Первая помощь пострадавшим»;
интерактивные беседы «Я гражданин», «Роль права в жизни человека, общества и государства», «Правонарушение и юридическая ответственность», «Служба в армии. Призыв. Призывник», «Моя ответственность» и др.;
профилактические беседы «Я в ответе за свои поступки»;
лекторий «Мои права, мои обязанности»;
круглые столы с участием представителей органов государственной власти;
экскурсии в музей (на выставку, к стенду с символикой государства),
разучивание песен военной, патриотической тематики;
информационные часы «Обзор прессы» («События недели», «Время. События. Люди» и др.);
организация работы информационно-пропагандистской группы с учащимися школы: «Пятиминутка патриота», информ-дайджест; выпуск школьной газеты (передачи школьного радио) и др.; создание тематических информационных листков, сайтов, блогов; дискуссии «СМИ: где правда, где фейк?», «Сила в правде»; внеклассное мероприятие «Противопоставить правду!»; мастер-класс «Верю – не верю. Учимся работать с информацией»; разбор кейсов по противодействию деструктивной информации;
участие в реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» и др.
В рамках реализации военно-исторического направления военно-патриотического воспитания могут проводиться следующие мероприятия:
для учащихся I-III ступеней общего среднего образования:
обновление экспозиций школьного музея, музейной комнаты (экспозиций, посвященных подвигам пионеров-героев, героев, имена которых носят учреждение образования, пионерская дружина, первичная организация ОО «БРСМ», близлежащие улицы населенного пункта и др.);
экскурсии и праздничные мероприятия;
оформление информационного стенда «Вооруженные Силы Республики Беларусь»;
уроки Памяти по вопросам военной истории;
встречи с представителями ветеранских организаций, военнослужащими, приуроченные к историческим памятным датам;
тематические книжные выставки;
публикации в СМИ и т. д., посвященные историческим и праздничным датам;
ознакомление с историческими объектами, памятниками, мемориальными сооружениями населенного пункта, района;
посещение исторических музеев, мемориальных комплексов и др.;
экскурсии, туристические походы по местам боевой и трудовой славы белорусского народа;
месячник военно-патриотических дел (февраль);
конкурсы, квесты, викторины, посвященные Дню юного героя-антифашиста (8 февраля), Дню памяти воинов-интернационалистов (15 февраля), Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь (23 февраля);
конкурс электронных плакатов «Великая Победа»;
вебинар с участием родителей учащихся «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (к 9 мая);
для учащихся II и III ступеней общего среднего образования:
организация деятельности объединений по интересам военно-исторической направленности («Юные историки», «Поиск», «Музейное дело» и др.);
викторина на военно-историческую тематику;
подготовка тематических папок «Пионеры-герои»;
конкурсы электронных газет «Страницы военной истории», «Военная история Беларуси» к Международному дню памятников и исторических мест (18 апреля),
конкурсы исследовательских работ к Международному дню освобождения узников концлагерей (11 апреля);
викторина «История пионерии Беларуси» ко Дню пионерской дружбы (19 мая);
киномарафон «Смотри и помни»;
читательская конференция «Огненными дорогами» ко Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа (22 июня);
туристический поход по историко-культурным объектам населенного пункта, района.
В рамках реализации военно-спортивного направления военно-патриотического воспитания могут проводиться следующие мероприятия:
для учащихся I ступени общего среднего образования:
спортивный праздник «Аты-баты, мы солдаты», конкурс «Марш-бросок», военно-спортивная игра «Школьный десант»;
спортивно-патриотическая игра «Зарничка» (уровни: школьный, районный (городской), областной, республиканский);
спортивные эстафеты и спортивно-патриотические квесты;
дни здоровья и др.;
для учащихся II и III ступеней общего среднего образования:
военизированная эстафета, конкурсы по стрельбе и строевой подготовке, военно-тактическая игра, соревнования по выполнению оборонно-спортивных комплексов и нормативов, военно-прикладным видам спорта;
дни здоровья;
военно-спортивные, военно-патриотические игры (военно-патриотическая игра «Зарница» для учащихся VII-VIII классов (уровни: школьный, районный (городской), областной, республиканский); военно-патриотическая игра «Орленок» для учащихся IX-XI классов (уровни: школьный, районный (городской), областной, республиканский) и др.;
работа оздоровительного лагеря военно-патриотического (оборонно-спортивного) профиля (в каникулярный период).
Приложение 4.